Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

играть с огнём

Фразеологический словарь

Разг. Экспрес. Поступать неосмотрительно, рискованно.

- Революция кончилась, правительство с корнем вырывает всё, что напоминает о ней. А у тебя, друг мой, репутация чуть ли не социалиста… Ты играешь с огнём! Попадёшь в историю, выручать тебя будет нелегко (А. Степанов. Семья Звонарёвых).

Фразеология

кто

Поступать неосмотрительно, крайне неосторожно.

Подразумевается, что обострение ситуации может произойти вследствие раздражения, возмущения или гнева того, от кого зависит дальнейшее развитие хода событий. Имеется в виду, что лицо или группа в т. ч. объединённых участием в общем деле лиц (Х), несмотря на предполагаемые неблагоприятные последствия, осознанно провоцирует, рискует вызвать дальнейшее обострение уже достаточно опасной ситуации. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х играет с огнём.

Именная часть неизм.

В роли сказ., а также часто в инф. конструкциях с элементами нельзя, не нужно, лучше не.

Порядок слов-компонентов нефиксир.

⊙ Да, мы потеряли веру друг в друга - вот в чём дело. Больше того: мы стали подозревать друг друга. Не знаю, кто первый заронил искру подозрения... но думаю, что сделали это мы все сразу. Когда играешь с огнём - жди беды. Б. Горбатов, Мы и радист Вовнич.- План, конечно, интересный. Но неизвестно, чем это может кончиться. Лучше не шутить с огнём! (Реч.)

⊛ - Эта девочка играла с огнём. - То есть? - Просто ощущение - блеска и риска. Вот и доигралась. И. Булгакова, Только никому не говори.

⊜ Революция кончилась. Правительство с корнем вырывает всё, что напоминает о ней. А у тебя, мой друг, репутация чуть ли не социалиста... Ты играешь с огнём! Попадёшь в историю, выручить тебя будет нелегко. А. Степанов, Семья Звонарёвых.

⊝ - Полицмейстер не решится закрыть газету, - убеждённо сказал Киров, - я оперировал фактами. - Знаю. А всё же мы играем с огнём. Г. Нагаев, Ради счастья.

культурологический комментарий:

Образ фразеол. восходит к древнейшим формам осознания мира и отображает древнейшие мифологические представления об огне как об одной из основных стихий мироздания (наряду с водой, землёй, воздухом), символизирующей также зарождение человеческой цивилизации. Согласно древнегреческому мифу, Прометей похитил священный огонь - источник власти - у богов и отдал его людям, раскрыв смертному человеку тайны богов. (Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 2001. С. 355.) В Древней Руси огонь называли Сварожичем, т. е. сыном Сварога - бога огня, и почитание огня у славян было скорее почитанием одной из сил природы, чем поклонением одному из высших богов. (Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М., 2000. С. 41, 42.) В народных представлениях огонь противопоставлен воде и одновременно сближается с ней по признакам бесформенности и текучести; так же как и вода, он является посредником, связывающим мир живых ("этот свет") и мир мёртвых ("тот свет") (ср. в волшебных сказках, заговорах образ огненной реки; в былинах, сказках, духовных стихах - образ огненного змея).

фразеол. восходит также к древнейшей форме представлений об окультуренном мироустройстве - к анимизму, т. е. приписыванию неживым предметам, объектам природного мира признаков, действий, свойственных живому существу. В данном случае огонь метафорически наделяется способностью живого своенравного существа сердиться, гневаться и мстить за непочтительное к нему отношение. Признаки персонификации (олицетворения) огня встречаются в древнейших народных верованиях, согласно которым огонь, подобно человеку, ест, пьёт, спит. В русских фольклорных текстах его называют "царь-огонь", что подчёркивает ничтожность человека перед опасной огненной стихией, обладающей властью над ним. В связи с этим существовал целый ряд языческих обрядов, магических действий и предписаний, как обращаться с огнём, чтобы не разозлить его и не запятнать его чистоту (некоторые из них сохраняются и в современном фольклоре, напр. в хозяйственных заговорах). Так, нельзя дотрагиваться до огня ножом или топором, чтобы "не поранить" его, нельзя плевать в огонь или гасить его, затаптывая ногами. Утром, затапливая печь, хозяйка должна произнести особый заговор: "Встань, царь-огонь! Царю-огню не иметь воли в моём доме, а иметь волю в одной вольной печи <...>"; гасили огонь на ночь со словами "Спи, батюшка огонёк!" и др.

Образ фразеол. соотносится через компонент огонь со стихийно-природным кодом культуры, т. е. с совокупностью наименований явлений природы, функционирующих в роли знаков "языка" культуры.

С древнейших времён огонь наделяется неоднозначной символикой. С одной стороны, огонь выступает как опасная разрушительная сила, яростное и мстительное пламя, грозящее смертью и уничтожением (ср. ад, пожар). С другой стороны, огню приписывается очищающее воздействие, свойство уничтожать злых духов, возрождать к новой жизни, возвращать молодость и здоровье, о чём свидетельствует, напр., русская традиция прыгать через костёр в день Ивана Купалы (обряд очищения огнём); огонь воспринимается также как очистительное пламя, воплощающее творческое, активное начало (ср. гореть в руках). Кроме того, стихийный огонь противопоставлен домашнему, который символически связывается с домашним очагом, несущим свет и тепло (так, приготовление пищи в печи символически свидетельствует о преобразовании природных явлений в факты культуры). (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002. С. 336, 337.)

В Библии огонь нередко символически связывается с явлением Божества, как, например, при Синае: "Господь сошёл на неё [на гору] в огне" (Исх. 19: 18); Иисус Христос при втором пришествии явится в пламенеющем огне: "очи Его - как пламень огненный" (Ап. 1: 14); сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы на апостолов было в виде огненных языков (Деян. 2: 3). С огнём сравнивается слово Божие ["Слово Мое не подобно ли огню..." (Иер. 23: 29)], и сам Господь называется "огонь поядающий" (Вт. 4: 24). Огонь предстаёт также как символ тяжёлого испытания или великой потери [последним делом огня будет кончина мира "и огонь испытает дело каждого, каково оно есть" (1 Кор. 3: 13)] и ассоциируется с наказанием [огнём горят грешники в аду (Ап. 14: 10)]. (Библейская энциклопедия. М., 2001. С. 551, 552.)

фразеол. содержит антропную, т. е. описывающую человека и/или его действия, метафору. Она основана на "совмещении" символьной функции огня как опасности, разрушительной стихии и карающей силы и стереотипного представления о легкомысленном, бесшабашном, пренебрежительном поведении человека по отношению к серьёзным явлениям, создающегося за счёт глагольных компонентов играть, шутить (ср. резвиться, забавляться, баловаться). Данные компоненты соотносятся с процессуальным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён и их сочетаний, обозначающих действия, представления человека о них, его отношение к ним и выступающих как источник осмысления человеком мира.

Представление об огне как об опасной стихии характерно также для русских пословиц, напр.: Огню не верь и воде не верь; Огонь да вода - супостаты; Огню да воде бог волю дал; С огнём, с водой не поспоришь; С огнём не шути, с водой не дружись, ветру не верь. (Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2001. С. 368.) В русских народных лирических песнях и заговорах разрушающей стихии огня уподобляются любовное чувство и сердечные страдания: Не огонь горит, не смола кипит - / Кипит сердце молодецкое...; Он зажёг, зажёг мою душечку, / Заронил, спустил искру с пламенем в моё сердце... (Лирические песни. М., 1990. С. 283, 311); Как в печи огонь горит, дрова шибко, пылко сохнут и горят, так бы и у раба божия [имя] сердце горело и сохло, кровь горячая ключом бы кипела обо мне, рабе божьей [имя]... (Вятский фольклор. Заговорное искусство. Котельнич, 1994. С. 46.)

фразеол. в целом отображает стереотипное представление о неосторожном, неосмотрительном, провоцирующем поведении человека, чреватом для него неблагоприятными последствиями.

В других европейских языках есть сходные образные выражения, свидетельствующие о древности такого мифопоэтического восприятия; напр., во франц. - jouer avec le feu, в исп. - jugar con el fuego, в нем. - mit dem Feuer spielen, в англ. - to play with fire.

автор:

И. В. Захаренко

Полезные сервисы

играть с огнем

Синонимы к слову играть с огнем

подвергать себя риску, подвергать себя опасности, идти ва-банк, искушать судьбу, играть жизнью и смертью, идти на риск, испытывать судьбу, шутить с огнем, работать на грани фола, рисковать, ходить по острию ножа

Полезные сервисы